Для
того, чтобы подготовить ребёнка к школе, необходимо решить вопросы со школьными
принадлежностями и с одеждой. Казалось бы, всё это довольно просто, но когда вы
приступаете к решению этих вопросов, то возникает большое количество нюансов.
При
приобретении портфеля или ранца обращаем Ваше внимание, что выбирать ранец
лучше всего вместе с ребёнком, и не столько по его дизайну и внешним
характеристикам, как для того, чтобы он был удобным вашему ребёнку.
Техническим
регламентом Таможенного союза (ТР ТС) 007/2011 «О безопасности продукции,
предназначенной для детей и подростков» регламентируются размеры, вес,
конструкция, показатели санитарно-химической, токсикологической безопасности
материалов, из которых изготовлены ученические портфели и ранцы. Маркировка
ученических ранцев и портфелей должна содержать информацию о возрасте
пользователя.
В
целях сохранения осанки вес ранца и портфеля для обучающихся 1-4 классов должен
быть не более 700г. При этом ранец должен иметь широкие лямки(4-4,5см).
Ученические ранцы для младших школьников должны быть снабжены формоустойчивой
спинкой, обеспечивающей его полное прилегание к спине школьника и равномерное
распределение веса.
В
качестве ориентировочного теста для проверки соответствия веса ранца с
учебниками и тетрадями нормативным требованиям используется вычисление
отношения веса ранца к весу ребёнка. Оптимальное соотношение составляет 1:10.
Такой подход учитывает и индивидуальные особенности ребёнка.
Школьная
одежда ребёнка делится на два комплекта: ежедневную и спортивную. Ежедневная
одежда школьника может быть как в свободном стиле, так и в виде школьной формы.
Для мальчиков в комплект школьной одежды входит: брюки, рубашка, жилет, пиджак
или пуловер. Для девочек комплект школьной одежды включает в себя: юбку и
блузку или школьное платье (сарафан) и блузку.
Обучающиеся
проводят в школьной форме по 5-6 часов в день, а с учётом продлённого дня до
8-9 часов. Поэтому в первую очередь школьная форма должна обеспечить сохранение
детского здоровья. В идеале одежда должна формировать комфортный для ребёнка
микроклимат так называемого пододёжного пространства — это температура тела,
влажность, паро- и воздухопроницаемость. При этом неправильно подобранный
костюм или его низкое качество могут вызывать различные заболевания, в том
числе заболевания кожи, такие, как контактный и атопический дерматиты, а также
простудные заболевания, например грипп, острые респираторные заболевания и заболевания
органов дыхания.
Поэтому
одежда, в которой ребёнок находится в образовательном учреждении длительное
время, должна быть сшита из натуральных материалов, соответствующих требованиям
биологической и химической безопасности, предъявляемым к швейным изделиями,
текстильным материалам.
При
покупке школьной формы правильно подбирайте размер, убедитесь, что вашему
ребёнку в ней удобно как в сидячем положении, так и при ходьбе. Одежда не
должна излишне стеснять движения ребёнка, не должна быть слишком узкой, потому
что тесная юбка или брюки приведут к болям в животе, а тесные рубашки и
сарафаны могут нарушить дыхание.
Выбирая
цветовую гамму, ориентируйтесь на общие правила школы, где будет учиться
ребёнок. В любом случае, школьная форма должна быть сдержанной, не стоит
выбирать слишком яркие цвета. Отдайте предпочтение пастельным, серым, бежевым,
коричневым, тёмно-синим тонам.
Кроме
того, ребёнку нужно будет купить спортивный костюм и спортивную обувь для
физкультуры. Спортивный костюм лучше всего покупать из «дышащей» ткани, а
кроссовки не слишком тяжёлые с удобной и не жёсткой подошвой
От
правильности обустройства рабочего места будет зависеть успеваемость ребенка, а
также его физическое и эмоциональное состояние. Поэтому рабочее место должно
соответствовать существующим нормам и требованиям.
Каждый
обучающийся обеспечивается рабочим местом в соответствии с его ростом.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для
здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и
требованиям эргономики.
Основным
видом ученической мебели для обучающихся начального общего образования должна
быть школьная парта, обеспеченная регулятором наклона поверхности рабочей
плоскости. Во время обучения письму и чтению наклон рабочей поверхности
плоскости школьной парты должен составлять 7-15°.
Для
подбора учебной мебели соответственно росту обучающихся производится ее
цветовая маркировка, которую наносят на видимую боковую наружную поверхность
стола и стула в виде круга или полос.
Парты
(столы) расставляются в учебных помещениях по номерам: меньшие - ближе к доске,
большие - дальше. Для детей с нарушением слуха парты должны размещаться в
первом ряду. Детей, часто болеющих ОРЗ, ангинами, простудными заболеваниями,
следует рассаживать дальше от наружной стены.
В
целях профилактики нарушений осанки обучающихся с первых дней посещения занятий
необходимо приучить сохранять во время учебных занятий правильную рабочую позу,
которая наименее утомительна: сидеть глубоко на стуле, ровно держать корпус и
голову; ноги должны быть согнуты в тазобедренном и коленном суставах, ступни
опираться на пол, предплечья свободно лежать на столе. При размещении
обучающегося за рабочим столом стул задвигается под стол так, чтобы при опоре
на спинку между грудью и столом помещалась его ладонь. Благодаря данной посадке
ребенка происходит снижение тонуса мышц спины и плечевого пояса, что
способствует сохранению осанки и стабилизации ее при правильных параметрах.
Ведущий специалист – эксперт территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Чувашской Республике – Чувашии в г. Новочебоксарск Корнякова Ксения Евгеньевна