В последнее время словосочетание «функциональная грамотность» приобретает все бо́льшую популярность в информационном пространстве. С ней неразрывно связывают качество образования, о ней вещают с высоких трибун, выступают эксперты, пишут в СМИ, обсуждают в педагогическом сообществе. В нашем материале разбираем, что это такое, чем вызван такой интерес к функциональной грамотности, и для чего она современной школе.
В 10-ку лучших
Одна из ключевых целей национального проекта «Образование» - вхождение России в десятку лучших стран-лидеров по качеству общего образования. Этот показатель (средневзвешенное место России в группе международных исследований качества образования) определяется по результатам наиболее распространенных в мире исследований – PIRLS, TIMSS и PISA. По итогам первых двух процедур, которые в основном ориентированы на оценку предметных знаний и качества чтения, российские школьники показывают стабильно высокие результаты и занимают лидирующие позиции по сравнению со сверстниками из других стран. А вот по результатам последнего исследования PISA (2018 г.) Россия оказалась практически за пределами первой 30-ки стран-лидеров.
Что же такого в PISA?
PISA призвана оценить, обладают ли школьники умениями, необходимыми для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности. Иными словами, насколько функциональны знания и компетенции, сформированные у школьников, и умеют ли учащиеся грамотно их использовать для решения учебных задач и жизненных проблемных ситуаций.
Согласитесь, что
такая ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ грамотность гораздо ценнее для будущей успешной
самореализации школьника, нежели просто сотни вызубренных формул, определений и
правил?.
А как же ВПР, ОГЭ и
ЕГЭ?
ВПР, ОГЭ и ЕГЭ стали важнейшей частью системы оценки качества образования, они направлены на систематическую диагностику качества подготовки обучающихся для принятия своевременных мер по устранению выявленных проблем (тогда как международные исследования проводятся раз в несколько лет, и в выборку учащихся попадает ограниченное количество участников). Также нужно понимать, что без базовых предметных знаний не может быть эффективного развития функциональной грамотности у школьника.
К тому же, КИМы для
проведения всероссийских оценочных процедур также постепенно ориентируются в
том числе и на практическое применение предметных знаний. Вспомнить, к примеру,
задачи про укладку плитки или ОСАГО из прошлогоднего ОГЭ по математике, или
изменения в заданиях ЕГЭ-2022.
Что такое
функциональная грамотность и как её оценивать?
«– Какой предмет отвечает за формирование функциональной грамотности? Или проще: по какому предмету можно выставить оценку?
Традиционно
функциональная грамотность делится на такие составляющие, как читательская,
математическая, естественно-научная, финансовая грамотность; глобальные
компетенции и креативное мышление. Функциональная грамотность – это способность
применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в
различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы
конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для
решения конкретной задачи.»
Вести образования:
https://vogazeta.ru/
«Это не ЕГЭ. Что
измеряют знаменитые тесты PISA и в чём пока не так сильны наши школьники»
PISA не проверяет знание теоремы Пифагора и не ждет от учеников определения закона Авогадро. Напротив, школьникам предлагают интересные практические задания, которые могут показать знание сразу нескольких дисциплин, умение мыслить и применять знания на практике.
Скажем, в тесте на
естественно-научную грамотность студентам надо было проложить пеший маршрут
через Сахару, рассчитать необходимое количество воды на день, если известны
температура воздуха, даны показатели потери воды при различных температурах и
темпе движения и так далее. Для решения нужны знания анатомии человека,
климатических особенностей пустыни, навыки применять географические сведения,
умение пользоваться картой и вести простейшие расчеты.
В других тестах нужно
было оценивать выгоду различных типов ипотечного кредитования, рассчитывать
сложные проценты и принимать стратегические решения, оперируя знаниями сразу в
нескольких областях.
Лада Бакал, «Мел»:
https://mel.fm/
Функциональная
грамотность как «пятый элемент» учебного процесса
Учитель идет не от задания к заданию по плану учебника, а решает с учениками конкретную задачу. Учитель истории и обществознания школы № 1354 «Вектор» Елена Бурмистрова говорит, что чем больше вариантов решения, тем интенсивнее развивается критическое мышление. На ее уроках обществознания школьники разбирают предвыборные программы кандидатов: учатся читать между строк и выделять главное. Понятно, что тут и нет единственно верного решения: каждый найдет для себя то, что станет главным в выборе.
Учитель математики
школы № 1354 Екатерина Чудакова выясняет с детьми, как загрузить в багажник
шкаф при переезде. «Ученик может не понимать, зачем ему учить формулы и когда
пригодится диагональ прямоугольника. А так наглядно показываем, как в жизни
использовать знания. Любимое занятие старшеклассников – рассчитывать расход
бензина», – прокомментировала она.
Федеральный портал
«Российское образование»: https://www.edu.ru/news/
«Зачем столичных
школьников обучают функциональной грамотности»
"Я собираюсь поступать в МГТУ им. Баумана на факультет программной инженерии. Получилось так, что в 8 классе я увлекся программированием. Сейчас пишу сайт для проведения дистанционных уроков, с ним буду участвовать в олимпиаде "Человек будущего", - рассказал "РГ" ученик 10-го инженерного класса школы Николай Нефедов. - Интерфейс простой, но удобный, есть все функции, а главное, программа легкая, для территорий с плохим интернетом подойдет".
На вопрос
"РГ": причем тут функциональная грамотность? Школьник ответил, что
это яркий пример использования школьных и сопредельных знаний для получения
выгоды в будущем: "Если мой проект выиграет, смогу поступить в вуз без
экзаменов".
Ирина Огилько,
Российская газета: https://rg.ru/
Функциональная
грамотность: учимся для жизни
В выборку для участия в международном исследовании
PISA-2022 Чувашия не вошла. Но тем не менее, учитывая значимость функциональной грамотности в контексте
достижения национальных целей развития России и для подготовки компетентного,
конкурентоспособного и успешного выпускника, необходимость ее развития у
школьников неоспорима.
Кстати, создание
условий для развития функциональной грамотности – одно из требований
обновленных ФГОС общего образования.
В баннере
«Формирование функциональной грамотности» на сайте Чувашского республиканского
образования мы собрали образцы заданий и тренировочные материалы, записи
методических семинаров и более подробную
информацию по теме. Надеемся, материал будет полезен для педагогов.
БУ ЧР ДПО
"Чувашский республиканский институт образования" Минобразования
Чувашии